Category: общество

Нуар Лодзи: часть вторая, оптимистическая

Продолжаю рассказ о путешествии в Лодзь. Первая часть получилась весьма грустной, поэтому я дала ей название "Нуар Лодзи: часть первая, пессимистическая", а эту часть постараюсь сделать более оптимистичной.

В Лодзи на удивление хорошая система трамваев. Даже во времена упадка никому не пришло в голову убирать с улиц рельсы, как в России. Так что теперь по ним ездят как старые коротенькие трамваи, так и длинные "ящерицы" красно-желтой расцветки. Традиции превыше всего. Однако из традиций выбивается остановка над большим транспортным узлом, которая настолько не понравилась жителям Лодзи, что ее окрестили конюшней для единорогов. Вблизи этот павильон производит потрясающее впечатление: легкий, нежный, летящий, с готическими сводами!

И вот поди ж ты: конюшня для единорогов.

Продолжая тему транспорта: в Лодзи настоящий бум велосипедов. Автоматические станции проката стоят чуть ли не на каждой остановке, и местные жители ими с большим удовольствием пользуются: первые двадцать минут катания на любом велосипеде бесплатны, и поэтому люди просто пересаживаются на очередной велосипед на новой станции, катаясь таким образом совершенно бесплатно. Мы так не делали, честно катались на одном велосипеде три часа, и в результате с нас списали значительную сумму. Всё-таки эта система не для долгих прогулок, а для быстрого передвижения по городу.

На главной пешеходной улице города, Петрковской, существует особый бизнес, связанный с велосипедами. Это велорикши! Так как эта улица чрезвычайно длинна, ее пешее преодолевание занимает довольно много времени, и для быстроты придумали такой способ передвижения. Последний раз велорикши я видела во Вьетнаме, и, конечно, об Азии эта традиция и напоминает.

Но в Лодзи об Азии напоминают не только велорикши. Меня удивило огромное количество азиатских кафешек и бистро. В Познани, например, такого нет. В Познани в принципе маловато "этнической" еды (хотя один индийский ресторан держат братья-индийцы, а во вьетнамский ходят хипстеры). Кроме того, в Лодзи много секонд-хендов. Оно и понятно: население в целом небогатое...

Интересно, что в Лодзи мирно уживались представители трех культур: поляки, немцы (промышленники), евреи и русские (попавшие в Лодзь во время трех разделов Польши). От русских осталось два православных храма, оба действующие.
Лодзь был городом четырех культур. В нем уживались поляки, немцы, евреи и русские. Во дворах-колодцах ещё остались молитвенные дома (если нет Торы, то это не может называться синагогой), а от русских осталось два православных храма.

От евреев во дворах-колодцах, напоминающих питерские, остались молитвенные дома. Оказывается, если в молельне нет Торы, то это не может называться синагогой. До войны таких заведений было около двухсот по всему городу, а теперь осталось два или три.

Ну и конечно, все три культуры оставили после себя богатейшие и красивейшие кладбища. Историческим значением обладают два: еврейское и старое (католическое, евангелическое и православное). Мавзолей Шейблера похож скорее на храм или замок, чем на усыпальницу. К сожалению, внутрь пройти нельзя, идет реставрация.
Это не замок. Это склеп одного из самых знаменитых лодзинских промышленников.

Еврейский след в городе действительно ощущается. Едва выйдя с вокзала, я заметила звезду Давида, небрежно нарисованную на стене. Я никогда не встречала этот знак в стритарт-культуре и очень удивилась. В Лодзи находилось одно из крупнейших еврейских гетто, и большая часть лодзинских евреев была истреблена. Однако сейчас евреи возвращаются в город, действует одна синагога. По закону, если евреи смогу доказать, что их предки владели некой недвижимостью (домом или квартирой), то эта недвижимость будет возвращена им в собственность. Жильцам, подвергающимся выселению, эта идея, конечно, не нравится. Протестующие рисуют звезду Давида со всякими оскорбительными надписями.

В Лодзи располагается одна из сильнейших в Европе киношкол, перенесенная в Лодзь после Второй мировой в связи с полным разрушением Варшавы. Ее выпускниками являются Анджей Вайда, Роман Полански, Ежи Сколимовский, Марек Пивовский, Кшиштоф Кеслёвский. Зуза, которая показывала нам Лодзь, поступила туда в этом году, чем очень гордится. Мы гордимся вместе с ней.

У Зузы живет суровый кот по имени Иван. Весит шесть килограммов. Когда я его подняла, то сразу подумала, что моя затея завести мейнкуна, наверное, провалится. Всё-таки мейнкуны весят 10-15 кг, а я и шесть держу едва-едва. Интересно, подумала я, а как женщины таскают детей...
А это суровый польский кот нашей хозяйки Зузы по имени Иван. Я не тискала котов с октября!!

То ли мы этому коту очень понравились, то ли наоборот, очень НЕ понравились, но он решил обдуть Костин рюкзак прямо в присутствии хозяина. Рюкзак быстро замыли, а солнце его быстро высушило. Костя не терял самообладания и хладнокровия. Это было единственным инцидентом за всю поездку. Ну, на обратном пути поезд опоздал, но нам было всё равно: мы уютно сидели на законно купленных местах с розетками, столиками, вешалками, подставками для ног и прочими атрибутами железнодорожной цивилизации.

PS И последний интересный факт: русский город Иваново - побратим Лодзи. Тоже гигант легкой промышленности.
PPS Самый-самый последний факт: Лодзь по-польски звучит как "Уч". Теперь вы знаете все.

Помог ли Польше запрет аборта? (статья В. И. Сакевич)

Польша это страна, где гормональные контрацептивы продаются по рецепту, который выпишет далеко не каждый врач. В законе прямо указано, что врач может не выписывать таких лекарств, если его религиозные убеждения ему этого не позволяют. Аборты, в том числе медикаментозные, запрещены. Когда я вижу очень молодых мам или мам с несколькими детьми, то я всегда невольно задумываюсь: планировали или контрацепция подвела?...

Более 15 лет в Польше действует антиабортное законодательство. Ежегодно регистрируемое число абортов насчитывает в среднем всего около двух сотен на 9-10 миллионов женщин репродуктивного возраста. В то же время рождаемость в стране — одна из самых низких (рис. 1). Это не вызывало бы вопросов, если бы в структуре методов контрацепции, применяемых польскими семьями, преобладали самые эффективные. Но это далеко не так.
Collapse )

Немного про репродуктивные права женщин в Польше

Польша - католическая страна. В Польше запрещены аборты, иногда бывает сложно добиться аборта по медицинским и социальным показаниям (изнасилование). В Польше нет медикаментозных абортов и гормональные контрацептивы строго по рецепту. Об этом я знала. Но сегодня я прочитала совершенно ужасную историю, где врач утаил информацию о беременности пациентки и сделал выбор за нее.

Привожу историю здесь:

Ситуация: девушку обманула гинекологиня, сказав, что беременности нет. Девушка ходила, пока не начался токсикоз, пошла к другой гинекологине, оказалось, что 7 недель уже. Все это в Польше, где аборты запрещены. Но у девушки не польское гражданство, она ждет визу и карту побыта. Ей даже не выехать. Возможно, после получения карты побыта, она сможет съездить во Львов, чтобы сделать аборт. Кто может помочь с адресами надежных клиник и хороших врачей во Львове? Я неоднократно читала истории, что врали, что сделан аборт, и не делали. Поэтому очень нужны контакты проверенных гинекологинь. Может, кто-то знает про фем. организации в Польше, где девушку поддержат и подскажут что-то? Срок идет, надо решать ситуацию.. ((

Она [девушка, которая пришла к гинекологине с подозрением на беременность] не виновата. Она пришла неделе на пятой. И сдавала все-все анализы, которые ей сказали сдать. И делала узи. Здесь именно обман гинекологини. Польша — католическая страна. Там запрещены аборты. Я всю ночь гуглила, читала форумы и продиралась сквозь польские сайты с гуглом-переводчиком. Там все очень плохо с репродуктивными правами женщин. Девушку действительно обманули. О том, насколько в Польше все плохо, можно судить по истории Алисии Тышьяк. Пока искала польские сайты, где предлагают аборт-туры в соседние страны, наткнулась на историю этой женщины. В 2007 году она выиграла дело в ЕСПЧ против Польши. Она инвалидка по зрению, ей был показан аборт. Не сделали. Спасли зрение потом с помощью операции только. Мать-одиночка. Казалось бы, и по мед. показаниям, и по социальным (третий ребенок, мать-одиночка) аборт делать просто необходимо. Однако не сделали. Священники в Польше считают, что действующее законодательство СЛИШКОМ МЯГКО относится к абортам, что аборты нужно полностью запретить. Корабль-абортарий приплывал в Польшу в 2003 году. В прошлом году из Берлина присылали таблетки для медикаментозного аборта. Ничто из всего этого не сдвинуло дело с мертвой точки. Сейчас в Сейме есть Ванда Новицка, которая высказывает феминистические взгляды. И тем не менее, воз и ныне там... И вот еще случай известный: «Знаменитое дело 14-летней жертвы изнасилования из г. Люблин в 2008 году: девочка смогла сделать аборт только после того, как ей отказали в одной больнице и прождала три дня в другой. Это дело Европейский суд по правам человека в 2012 году осудил как нарушение прав девочки».

Что хорошенького готовите? Новый фильм, лишенный всякой надежды?

Мы съездили в Варшаву. Съездили на первый взгляд совершенно бесполезно и беспонтово: во-первых, всего на полтора дня (поэтому я долго думала, стоит ли вообще отрывать жопу от дивана), погода дрянь - ветер и дождь, фуршет в шумном ресторане с незнакомыми людьми - два часа социальной неловкости, еды на том фуршете почти никакой, посмотреть в Варшаве мы успели только центр, потом заблудились в поисках парка, а к поезду забыли прицепить пару вагонов и мы ехали в коридоре... Казалось бы - эпик-фейл. Но тем не менее, с первой до последней минуты я чувствовала себя такой счастливой, какой не была очень давно. Мы ржали, играя в балду в поезде, радовались людным улицам и машинам, радовались огням, магазинам, после голодного фуршета пошли в сабвей, где я даже наговорила себе бутерброд, мы радовались гостинице - оказывается, сама идея гостиницы (даже обшарпанной и не самой уютной) приводит меня в бешеный восторг, я как ребенок прыгала по старому городу (хотя раньше все эти европейские исторические центры казались мне на одно лицо), наконец-то попробовала журек, и официантка в польско-еврейском кафе была такой доброй и уютной, как мама, которая хочет всех накормить, и я переобщалась с кучей народа, всех подряд спрашивала, как пройти-проехать, и всех понимала, умилялась видео-хроникам в музее Варшавы, покаталась на метро и вообще скакала как радостная познаньская коза.

Я купила себе шапку. Мир немедленно стал теплым и прекрасным. Даже поход в магазин по лужам и ветру перестал быть наказанием и превратился в прогулочку.
Купил шапку - порадовал маму
Потом выяснилось, что К. одолжил наш чемодан какому-то своему коллеге, и я очень обиделась, что он решил это без меня (а я не люблю раздавать свои вещи полузнакомым людям без гарантии). Но подумав, я поняла, что этот коллега с чемоданом отличным образом решит мою проблему с гормональными таблетками: он мне их просто привезет с Украины, и мне не надо будет идти к польскому врачу за рецептом! Когда тот коллега пришел за чемоданом, я растаяла. Такому человеку я дала бы не только чемодан. И наконец-то, НАКОНЕЦ-ТО у меня будут таблетки, от которых нет зуда, дерматита, от которых ничего не болит и голова неделю (неделю!) не пачкается. Мне уже от предвкушения хорошо!

Вчера я ходила в торговый центр, один из символов Познани - Старый Бровар. Он переделан из старинной пивоварни, и это одно из самых потрясающих зданий, которые я вообще видела. Просто очарование стимпанка: красный кирпич, сохранившийся паркет, закругленные углы, галереи, открытые потолки, мостики, переходы... Пусть я ничего не купила - но смогла пообщаться с продавцом по поводу джинсов. Подобранные им джинсы были отличные. Офигенные. Но потом я вспомнила суровые слова olga_romashka: "Джинсы - это по сути штаны американских рабочих! Ну не могут они столько стоить!", а также "И потом, они всё равно протрутся через год...". И не стала покупать джинсы за 400 злотых. Хоть они того и стоили.

Сегодня ходили в индийский ресторан. В отличие от поддельного вьетнамского - настоящий индийский ресторан. С суровыми смуглыми индусами. Со специями. С масалой. Вообще, индийская кухня - это отличное противоядие от ноябрей, декабрей и прочей нудной погоды и уныния.

Преподавательница по польскому без объявления войны устроила мне тест, который я прошла, набрав 89%. И немедленно возгордилась.

А дальше произошло что-то и вовсе невероятное. Люди, которые мне с августа должны были денег за перевод, на которых я злилась, ругалась, а потом даже смирилась, что меня облапошили (ну у всякого фрилансера есть черные моменты), вдруг написали, извинились (!) и обещали уже завтра деньги прислать. Потом повалили заказы. Потом работодатели, которые обычно ужасно долго тянут с оплатой, просто взяли и заплатили, не дожидаясь конца месяца и/или пинков.

С нетерпением жду следующих событий своей жизни.

Про воду или не про воду

Я почему-то часто сталкиваюсь с мнением, что в Европе из-под крана течет если не амброзия, то как минимум нектар. Ну просто каждый кран — целебный источник! Но мне всё же кажется, что где как и как когда. Например, в Остраве в общежитии вода была явно рыжеватая и отчетливо пахла железом. Всё-таки старые трубы давали о себе знать. Что было в Брно, я не обратила внимания, но в Подебрадах вода точно была очень мягкая: шампунь, который едва мылился в Москве, легко вспенивался там.

В Познани же ситуация с водой мне не нравится категорически. Я совершенно недавно покупала «одкаменяч», удаляющий налет из чайника, и вот чайник передо мной всё в том же отвратительном виде. Банка, в которую мы сливаем кипяченую воду, потихоньку белеет. В общем, я в ужасе, потому что мы вообще-то это пьем. Прям в себя пьем. Лишнего кальция мне и даром не надо, спасибо, у меня в почках он и так уже есть. Дом у нас не то что старый, а совершенно новый (я думаю, ему никак не больше 5 лет). Я собрала в кучку своё знание польского (всё-таки разбирать письменные тексты я вполне могу), и поискала в интернете статьи о качестве воды в Познани. Статьи как одна убеждали, что воду из-под крана в Познани пить не только можно, но и нужно и даже полезно. Приводились показатели, мол, все они ниже норм.

Тем временем у меня начало шелушиться лицо. Ну, начало и начало — оно каждую зиму так делает от сухости воздуха, плюс я им к батарее сплю. Настоящие леди, конечно, не умываются водопроводной водой, у них для этого есть миллион бутылочек с лосьонами, мицеллярными водами и прочими достижениями косметологии — но меня при взгляде на эти ухищрения душит сначала скука, а потом жаба. Я умываюсь водопроводной водой и пенкой от французской марки.

Но ладно лицо! У меня начали облезать и фаланги пальцев на руках. Стала вышивать недавно и рассмотрела. Вот такого со мной точно никогда не было. И с чего бы? Больше ничего не облезает, волосы не падают. Заподозрить меня в нехватке витаминов довольно трудно: я всеядная ем курицу, рыбу, мясо, йогурт, сыр, овощи и полкило яблок в день. Да, я стала больше времени проводить в воде: то посуда (раньше была посудомойка), то пол помыть, то что-то отскрести, то готовка... Может, конечно, это средство для мытья посуды, но на нем чин по чину написано, что оно номер один в Польше и совершенно не алергенное. Может, не хватает каких-то жирорастворимых витаминов? Иногда очень хочется сливочного масла, например, или сала/свинины (совершенно запрещенные в нашем доме продукты, потому что «у меня же холестерин закупорит сосуды», говорит муж, — у нас вообще жирного мяса не бывает).

Что же делать? Купить фильтр для воды? Отфильтрует ли он местную воду, или стоит смотреть на бутилированную?...

Я гуляю по ночам

Вчера я ждала подругу на Пушкинской и вдруг увидела луну в небе. Это поразило меня, удивило до глубины души. Мне всегда казалось, что в Москве есть всё, есть все самые сложные и дорогие вещи, самые новые и блестящие, самые страшные и сильные, быстрые и могучие, но нет совсем простых вещей: в Москве, в центре как будто бы совсем нет природы. А тут эта луна как напоминание о каких-то более простых временах. Почему-то меня перебросило в двадцатые. Я подумала о Булгакове и Есенине. Они точно смотрели на эту луну, я знаю. На московскую луну, когда простая природа была в меньшем дефиците.

Я помню, что когда я была впервые влюблена, я с каким-то мучительным вниманием вглядывалась во все явления природы. Закаты, грозы и радуги были не просто фоном, а средством общения. "Я смотрю на луну, и он - где-то далеко - смотрит на луну, он думает что-то, и я что-то думаю, и в пространстве луны наши мысли встречаются, ведь правда?" У меня дух захватывало от таких мыслей. А сейчас через луну был прорыв сквозь время. Я решила, что неплохо бы после кафе еще погулять. Красная площадь ночью! Под луной. В теплую ночь на краю сентября, на краю времен... Роскошь.

Я не очень верю в реальность Красной площади. Мне всегда она казалась какой-то иллюзией, наведенной для проведения парадов и прочих высокоторжественных мероприятий. Тем страннее на ней оказываться. Несвойственная русской среде вылизанность, сплошные иностранные голоса вокруг - центр Москвы, сердце России? Ну правда, голограмма. Почему-то я там бываю именно с подругами. Именно с самыми любимыми. Каждый раз я не верю этому и мечтаю поковырять пальчиком Кремль. Мне кажется, это картонная декорация.

Мы шли по Тверской, и я смотрела вокруг. Сверкающие магазины. Те же марки, что и в Европе. Аккуратные тумбы с растениями. Велопаровки. Плитка для слабовидящих. Уличный фестиваль с огромными очень натуралистичными тыквами. Киоски очередного городского фестиваля или праздника еды. Никогда еще Москва не выглядела настолько по-европейски. Когда люди хотят догнать, они чаще всего перегоняют. "Никогда еще Москва не выглядела настолько по-европейски" - таково было название статьи, которой недавно поделилась в фейсбуке знакомая шотландская журналистка. А продолжение было - "и никогда еще власть не была столь тираничной".

Мы шли вниз по Тверской к Кремлю, и я чувствовала растерянность: от чего я бегу, куда? И зачем... И одновременно я была счастлива, что город вокруг красив, что погода тепла и даже позволяет есть вкусное, хоть и взятое наугад мороженое.

На Красной площади даже воздух другой. Он там очень прозрачен и окружает все строения с особой тщательностью, чтобы мороки не развеялись. Мне было интересно, что в этом месте чувствуют иностранцы. Видя пасхально-миленькую иллюминацию ГУМа, видя кафе с уличными верандами и пряничную церковку, что чувствуют эти немцы, французы и итальянцы? Не кажется ли им это вариацией своего -вилля или -бурга с тем же костелом, брусчаткой и терраской?

А вообще-то разреженный воздух на Красной площади мне дорог. Красная площадь тоже связана с первой любовью. Я захожу на нее осторожно, крадучись, с запоздалым узнаванием всех достопримечательностей, и передаю привет прошлому, чувствуя, как внутри разливается особое тепло.

Мы с подругой говорим о любви. О том, что первая любовь не стареет никогда. Даже если пройдет десяток лет и даже если ты замужем, то все равно нельзя удержаться от периодически возникающих вопросов: а как он? где? с кем? каким он стал человеком? что он думает? и думает ли... обо мне?

Что-то всё равно остается тлеть там в глубине души. То, что заставляет сердце на долю секунды замирать, видя его неинформативные посты в ленте друзей, слушая рассказы общих знакомых.

Потом мы сидим в скверике у Большого театра, и хотя уже поздно, уже скоро к полуночи, мы не можем оторваться от наших воспоминаний о детстве. О лете, рыбалке, моих строгих родителях - и либеральных ее, о мальчике, в которого мы попеременно влюблялись, обо всех радостях, горестях, глупостях и о естествоиспытательских опытах на лягушках. Лягушки в детстве - неисчерпаемая тема разговоров на всю взрослую жизнь.

Я еду в восхитительно пустом метро. Я иду по своему новостроечному району обычным шагом, но вдруг словно в замедленной съемке вижу скромного мужчину с азиатским разрезом глаз и расстроенную женщину в шароварах, которые стоят рядом с двумя полицейскими. Стоя под фонарем и сдвинув на затылок форменную кепку, русский засовывает непривычные слоги в рацию: Кур-ман-га-зы-е-вич. Рация отвечает: Пшшшш. Повторите отчество еще раз, пожалуйста. Пшшш. И русский снова твердит заклинание: Кур-ман-га-зы-е-вич. Кур-ман-га-зы-е-вич. Кур-ман-га-зы-... К-з. Кз. KZ.

Казах, привычно думаю я, и вспоминаю герб Казахстана. Синее и голубое. Колосья пшеницы. Очень красиво. В последнее время я много перевожу документов из Казахстана, постоянно вижу герб на официальных документах. Постоянно к, з, ш, ы. Привыкла к этим странным созвучиям. Сочувствую их носителям в Москве.

Сегодня ночью ходили к новостройкам у реки. Напротив геометрическая постройка, подсвеченная как филиал ада, сосновый лес и луна, перечеркнутая облаком. Тихая река бликует в окна домов. По ночам вода будет протекать в сны людей и беспокоить их мысли.

И усами шевелит

Про гигантских тараканов я уже писала. Одно такое чудище решило обосноваться в нашей тумбочке у кровати. Раньше мы как-то жили без такой тумбочки, но вообще-то она очень удобна: на ней ночью заряжаются телефоны, в ней лежат маски для сна и капли для носа (да, я привыкла и не могу без них спать). И вот, в общем, открываете вы вечером тумбочку, чтобы взять масочку для сна, а в ней сидит таракан. Сам пять сантиметров в длину и усы такие же. Волшебным образом спать больше не хочется. Совсем. Хочется орать и бегать вокруг. Таракан в этом празднике жизни участвовать никак не собирается, скрывается в глубинах тумбочки и не вылезает. Он вообще не вылезает днем. Только ночью. Во тьме его присутствие кажется куда более жутким и неприятным. В общем, мне надоело визжать и хвататься за сердце каждый раз, собираясь спать, и у нас с хозяйкой состоялся жалобный диалог о тараканах, в смсках:

- Здравствуйте! У нас в прикроватной тумбочке живет гигантский таракан. Он вылезает по ночам и пугает нас до смерти /а неплохое начало для триллера/
- Я пошлю вам горничную, она его убьет /тут я впервые подумала: вот же ведь работа у девушки.../
-
Нет. Он прячется днем и выходит только ночью. Я не могу его днем найти, а ночью я обычно кричу на него и он убегает.
Тут возникла пауза. Я бы тоже не знала, что сказать.
- Может, у вас есть спрей против тараканов? - внесла рацпредложение я.
- А у вас нет спрея против насекомых? Надо опрыскать тумбочку и закрыть дверь в эту комнату, - хозяйка пришла к тому же выводу. - Горничная принесет вам спрей.
- Прекрасно, это будет наилучшим решением этой проблемы, - искренне ответила я.

Удивительно, но мой уровень английского позволяет мне обсуждать сломанные выключатели, лампочки, тараканов, воду и неработающий интернет. И никто не спрашивает меня про политическую систему Британии, например, как могло бы показаться в школе.

После полудня я обнаружила дому чистоту и внушительную бутыль спрея. Я вытащила все вещи из тумбочки, отпихала ее в нежилую комнату (надеюсь, таракан покоился где-то в глубинах и не сбежал во время экзекуции) и от души запрыскала ее, чуть не задохнувшись. Как чувствовал себя таракан, история умалчивает.

23 июня Москва

Мы возвращаемся в Москву 23 июня.

Я долго ничего не писала, потому что просто не могла. Внутри меня кипели такие эмоции, что места для слов просто не было.

Я выходила на улицу, где все со мной здоровались, где светило солнце, - и слезы подступали у меня к глазам, потому что все эти люди останутся тут во Вьетнаме, а я уеду в Москву.

Мне не хочется возвращаться по многим причинам: материальным (тут дешево, тут мы копим, а в Москве не получается, тут зарплата в долларах, а там нет), жилищным (охохо, моя квартирка с уборкой два раза в неделю), климатическим, человеческим (это когда вся улица тебя знает и улыбается), религиозным (я тут еще не все исследовала, что хотела). Но. Но самое главное...

Самое главное - это духота. Духота в России. Пост китаеведа Лиза - "Задыхаетесь ли вы в России". Я прекрасно помню это ощущение - как будто вечный ноябрь, как будто никогда не будет ни солнца, ни радости, один за другим будут приниматься эти ебанические законы, которые потихоньку, незаметно будут откусывать от твоей свободы небольшие кусочки, как новости будут похоронными сводками - украинскими похоронными сводками, политическими похоронными сводками, твоими личными похоронными сводками - потому что так жить нельзя, нельзя так вести страну, и как будто никогда не кончится это адово мракобесие и глумление над наукой и школами, это православие во все щели, как будто всегда и везде будет одна Украина и ненависть, ненависть и Украина, даже в метро, и в один прекрасный день даже безобидные сыры исчезнут с прилавков, потому что в припадке "все неправы, одна Россия права" мы отгородимся от остального мира!

Я помню, как радостно я от этого уезжала, и не хочу туда возвращаться вновь. Но возвращаться надо.

У мужа настолько капитально не срослось со Вьетнамом, насколько у меня - срослось.

Если бы мне год назад сказали, что мне будет жалко уезжать из Вьетнама также, как было жалко уезжать из Чехии, что я полюблю Вьетнам, что я буду скучать по нему ничуть не меньше, чем по Чехии, я бы не поверила и покрутила пальцем у виска: где Чехия и где Вьетнам, чуваки?! А они вот тут, равны в моем сердце.

Вьетнамцы в Чехии

Когда я говорю, что в Чехии очень много вьетнамцев, люди обычно очень сильно удивляются: в Чехии?? вьетнамцы?? Да, именно вьетнамцы и именно в Чехии. Не китайцы и не мусульмане едут в Чехию в поисках лучшей жизни, и эти поиски имеют давнюю традицию, а в самой Чехии есть уже вполне сложившееся вьетнамское сообщество.

Недавно я переводила с чешского работу об интеграции цыган и иммигрантов в Чехии. Я решила привести здесь некоторые выдержки из нее.


Общие сведения
В Чешской республике существует 12 национальных меньшинств: это болгары, хорваты, венгры, немцы, поляки, цыгане, русины, русские, греки, словаки, сербы и украинцы. Члены этих меньшинств представляют свои интересы в Совете правительства по делам национальных меньшинств. Совет совместно с правительством выносит решение о признании новых национальных меньшинств. Вьетнамцы с 2007 г. присутствуют на заседаниях Совета в качестве специальных гостей. Однако большинство белорусов и вьетнамцев, проживающих в Чешской республике, не имеют чешского гражданства в том числе потому, что не хотят отказываться от своего первого гражданства, а двойное гражданство, за редким исключением, не разрешается. Поэтому просьбам о признании их национальным меньшинством было отказано, и, таким образом, белорусы и вьетнамцы и далее остаются в категории иммигрантов.

Вьетнамцы являются третьей по численности группой иммигрантов в Чехии. На основе политических связей они приглашались в коммунистическую Чехословакию в 50-х годах для работы в приграничных областях, обучения и дальнейшего переноса технологий во Вьетнам. Наибольшей силы миграционная волна достигла в 1979-1985 гг., когда на основе двухстороннего соглашения в Чехию прибыло 35 тыс. вьетнамцев. Сложившаяся социальная сеть вьетнамского сообщества делает Чешскую республику идеальной страной для продолжающейся миграции из Вьетнама. Вьетнамцы расселяются в приграничных областях на северо‑западе и юге Чехии, на юге Моравии и Моравскослезском крае.

Постоянный вид на жительство можно получить после 5 лет пребывания на территории Чехии. Лицо, имеющее родственника‑гражданина Европейского союза, получает постоянный вид на жительство уже по истечении 2 лет. С 2009 г. условием его получения стало прохождение теста по чешскому языку на уровне А1. В будущем министерство внутренних дел планирует повысить сложность теста до уровня А2 и ввести тест на социокультурную интеграцию. Эти изменения уже заложены в обновленную Концепцию (2011 г.). Если посмотреть на статистику по видам на жительство среди наиболее многочисленных групп иммигрантов, то более половины вьетнамцев имеют постоянный вид на жительство, и это самая большая доля среди всех иммигрантов в этой категории.

Отношение титульной нации
Отношение к иммигрантам в Чехии более спокойное, чем к цыганам. Лучше всего принимают словаков и немцев, с которыми половина граждан имеет позитивный опыт общения. К украинцам относятся немного лучше, чем к вьетнамцам, несмотря на то, что с последними люди чаще имеют личный опыт общения. Половина опрошенных приняла бы обе группы как полноправных граждан Чешской республики.

Занятость и экономика
Большинство вьетнамцев является предпринимателями, что отличает их от прочих иммигрантов. Среди украинцев предпринимателей около половины, среди словаков их доля достигает только одной десятой. Трудоустройство членов семьи и продажа дешевого товара являются типичными чертами вьетнамской иммигрантской экономики. Наилучшие позиции занимают владельцы крупных фирм, история которых началась в 90‑е годы. Существует средний слой более мелких предпринимателей, которые поддерживают друг друга на основе семейных связей. Разрешение трудоустраивать иммигрантов через биржи труда от 2004 г. привело к возникновению группы самых бедных иммигрантов, т. к. посредническая схема заменила семейные связи. После запрещения в 2011 г. трудоустраивать иммигрантов через биржи труда многие иммигранты оказались в худшем положении, чем нелегальные иммигранты.

Спецификой вьетнамской этнической экономики уже в 90-х годах стала продажа дешевой одежды из Вьетнама и Китая, отвечающей запросу посткоммунистического рынка. Поэтому вьетнамская экономика связана с производственными и логистическими сетями Китая. Однако в 2000 г. эта отрасль перестала удовлетворять потребности в занятости растущего числа вьетнамских иммигрантов, и, кроме того, возникла конкуренция торговых сетей. Произошла диверсификация вьетнамской экономики: внутри вьетнамского сообщества появилось предложение переводческих услуг, займов, продажа культурно-специфичных продуктов.

Однако большинство предпринимателей нацелено на титульную нацию. Теперь кроме продажи одежды вьетнамцы открывают азиатские бистро, занимаются производством лапши и тофу, содержат продуктовые магазины. В 2007 г. впервые наблюдался рост количества вьетнамцев на позициях наемных работников.

Браки и дети
Иногда браки между мигрантами и гражданами Чешской республики рассматривают в качестве показателя контактов мигрантов с представителями титульной нации. В 2010 г. было заключено 2 403 брака, в которых жених был иностранцем, и 1 707 браков, в которых иностранкой была невеста. Самой многочисленной группой в этой категории являются словаки, что подтверждает высокую степень их интеграции, примерно одинаково представлены русские и украинцы, вьетнамцев же крайне мало.

Русские и украинцы обычно не создают семей в Чешской республике, в отличие от вьетнамцев, которые обычно проживают на территории Чехии в течение долгого времени. Среди всех групп иммигрантов именно у вьетнамцев рождается больше всего детей. В Чехии живёт уже второе поколение азатских иммигрантов, для обозначения которых прижилось название «банановые дети»: снаружи желтые, а «внутри» белые, т. е. на вид — вьетнамцы, но воспитанные в чешских традициях, с чешской культурой и образованием.

Несмотря на то, что для иммигрантов существует право на воссоединение семьи, некоторые иммигранты могут разлучаться со своей семьей на срок до пяти лет. Как только иммигранты получают право на воссоединение семьи, они подают документы и получают годовое разрешение на пребывание семьи и равный доступ к образованию и занятости. Однако члены семьи могут потерять свой статус по многим причинам, например, в случае потери работы кормильцем семьи.

Обучение детей
В 2010‑2011 учебном году в чешских детских садах, начальных и средних школах обучалось 27 632 детей иммигрантов, среди них больше всего вьетнамцев — 6 513 чел., примерно столько же украинцев — 6 397 чел., чуть меньше — словаков (5 365 чел.) и русских (2 316 чел.), остальные национальности не достигают и тысячи человек.

В 2010 г. дети иммигрантов составляли около 2% от числа учеников чешских школ, в основном это были украинцы, вьетнамцы, словаки и русские. Случаев вытеснения их в особые, «иммигрантские» школы не наблюдается, они обучаются в общем потоке. Их проблемой является языковой барьер: вместо рекомендованного индивидуального плана наверстывания их обычно помещают на несколько классов ниже, чем бы следовало согласно их возрасту. Бесплатное обучение чешскому языку гарантировано только детям из Европейского союза, но не из третьих стран.

Однако учителя выказывают к детям иммигрантов более приветливое отношение, чем к детям-цыганам: иммигранты, а в особенности вьетнамцы, по мнению учителей, более амбициозны и трудолюбивы даже по сравнению с чешскими детьми. Это способствует преодолению барьеров, которые свойственны и цыганским детям (незнание языка и отсутствии поддержки семьи, которой не хватает соответствующего культурного капитала для помощи с заданием или доучиванием).

Новая пытка водой

Постоянно вижу во всех социальных сетях призывы пить воду. Посты и картинки о том, что заниматься спортом, читать (эммм, кого там сейчас престижно читать?) N и пить воду — это явления одного порядка, они делают из вас образованного здорового интеллектуала. Можно подумать, до этого люди никаких жидкостей не потребляли, а в 21-м веке вдруг распробовали, и это оказалось панацеей. Просто пейте воду (магические 8 стаканов либо 3–5 литров в день в зависимости от фантазии автора) и все ваши проблемы уйдут, морщины разгладятся, суставы перестанут хрустеть, а мышцы нальются неведомой дотоле силой, память улучшится, эрекция восстановится, карма очистится, жизнь наладится. И знаете что я имею вам сказать? Что это маркетологическая фигня, на которую люди очень легко клюют именно потому, что она легко выполнима, в отличие от всяких там «спортзал три раза в неделю» и «вареная брокколи на ужин вместо гамбургера». Вода — тьфу! Взял да выпил! И сразу себе поставил воображаемый плюсик: а я здоровый человек, делаю полезное для себя, веду здоровый образ жизни, я молодец.

Я выпиваю в день явно больше 3 литров (в Ханое — 4, а то и 5 литров). Причем я всегда много пила. И что я слышала в детстве? «Кто выпил весь кувшин кипяченой воды?! Водохлебы!». Или «Зачем ты запиваешь еду?!». Или «Ты много пьешь, у тебя, наверное, диабет». Или «Не пей на ночь, будут отеки!». Нас с дедушкой называли голосолами и водохлебами. Голосолы — это те, кто едят голую соль, то есть очень соленые продукты, а про водохлебов и так понятно. У меня и у дедушки был очень быстрый водно-солевой обмен, нам нужно было больше солей и больше жидкости, чем обычному человеку. Соль опосредованно влияет на давление, не дает ему падать слишком низко, и поэтому гипотоники нутром чувствуют, что соль им нужна. И потребляют ее. И запивают водой. Мы с дедушкой — гипотоники. Я обожаю кислое, соленое и холодную чистую воду. Я так устроена. А рядом со мной другой пример, мои двоюродные брат и сестра, которые не потребляют воду в чистом виде вообще. Они пили чай/какао за завтраком, компот/сок днем, кефир вечером. Даже в 30-градусную жару их редко было можно увидеть у кувшина. И они очень чуть реагируют на соль: всё, что мне совсем не досолено, им уже бывает пересолено. И что, они были какие-то сморщенные и ссохшиеся, с шелушащейся кожей? Вовсе нет. Обычные люди. Просто такой обмен веществ. Люди, даже воспитанные в пределах одной семьи, разные. Физиологически разные. С разными потребностями.

А еще у людей есть почки. У вас есть проблемы с почками? Были когда-нибудь? А если да, то вы уверены, что ваши почки будут рады выводить те литры воды, которые вы в себя внезапно, в нарушение привычек, насильно влили?

Короче, люди, будьте благоразумны. Если у вас в анамнезе проблемы с почками — то, может, стоит с нефрологом проконсультироваться насчет питьевого режима? А если вы никогда не были фанатом минералок и обходились чаем-кофе-соком-супом и вполне благополучно дожили до чтения моего поста, то, может, не стоит пытать свой организм водой?